Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Раздзелы сайта

Галоўная

Метадычнае аб'яднанне класных кіраўнікоў

30.10.23

Педагогу о формировании эстетического и поликультурного воспитания учащихся

разгарнуць » / « згарнуць
27.03.23

Профориентация учащихся: традиции и инновации

разгарнуць » / « згарнуць

Положение

о школьном методическом объединении

классных руководителей

  1. Общие положения

1.1.         Методическое объединение учителей является основным структурным подразделением методической службы учреждения образования, осуществляющим руководство воспитательной, методической, инновационной, экспериментальной, внеурочной работой.

1.2.         Методическое объединение организуется при наличии не менее трех педагогов, выполняющих функции классных руководителей.

1.3.         Методическое объединение создается, реорганизуется и ликвидируется приказом руководителя учреждения образования.

1.4.         Методическое объединение непосредственно подчиняется заместителю директора по учебной работе, курирующему методическую работу в школе.

1.5.         Методическое объединение в своей деятельности соблюдает Конвенцию о правах ребенка, руководствуется Конституцией и законами Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, указами Президента Республики Беларусь, решениями Правительства Республики Беларусь, органов управления образованием всех уровней, а также уставом, локальными актами учреждения образования, приказами и распоряжениями его руководителя.

  1. Цель и задачи методического объединения

2.1. Основная цель методического объединения заключается в обеспечении потребностей педагогических кадров в профессиональном образовании и непрерывном обучении путем совместного поиска, внедрения лучших традиционных и новых образцов педагогической деятельности, профессионального общения, обмена опытом, определения единых подходов, критериев, норм и требований к деятельности педагога.

2.2. Методическое объединение создается для решения определенных задач, возложенных на учреждение образования:

- обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов;

- освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;

- организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках предмета или предметной области;

- создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда;

- изучение и анализ состояния преподавания учебного предмета или группы предметов определенной образовательной области;

- обобщение эффективного педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы учреждения образования.

  1. Содержание и основные формы деятельности методического объединения

3.1В содержание деятельности методического объединения входят:

- изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;

- анализ авторских программ и методик учителей (при аттестации на квалификационную категорию «учитель-методист»);

- проведение анализа состояния воспитательной работы в школе;

- организация взаимопосещений воспитательных мероприятий;

- обобщение и распространение эффективного опыта педагогов, работающих в методическом объединении;

- организация работы по накоплению дидактического материала по воспитательной работе;

- ознакомление с методическими разработками различных авторов по воспитательной работе;

- проведение творческих отчетов по профессиональному самообразованию учителей, работе в рамках повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках;

- организация и проведение предметных недель (декад) в учреждении образования.

3.2Основными формами работы методического объединения являются:

- заседания, посвященные вопросам методики воспитания обучающихся;

- круглые столы, семинары по методическим проблемам;

- творческие отчеты учителей;

- открытые внеклассные мероприятия;

- лекции, доклады, сообщения и дискуссии по использованию методик воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;

- предметные недели (декады);

- организационно-деятельностные игры и др.

4. Организация деятельности методического объединения

4.1. Функциональные обязанности руководителя методического объединения:

- руководитель методического объединения учреждения образования назначается и освобождается от должности руководителем учреждения образования. Руководитель МО должен иметь высшее образование и педагогический стаж не менее 5 лет (предпочтительно);

- руководитель МО подчиняется руководителю учреждения образования, заместителю руководителя, курирующему методическую работу;

- в своей деятельности руководитель МО руководствуется нормативно- правовыми документами, указанными в п.1.6 настоящего Положения, трудовым договором (контрактом);

- руководитель МО работает в режиме ненормированного рабочего дня в соответствии с учебной нагрузкой и данными функциональными обязанностями;

- руководитель МО планирует работу на каждый учебный год, исходя из задач и основных направлений деятельности, определяемых органами управления образованием и директором учреждения образования.

4.2. Основные направления деятельности руководителя методического объединения:

- составление плана работы МО на год;

- координация работы учителей МО по выполнению плана и учебных программ;

- отслеживание качества профессиональной деятельности учителей;

- организация повышения квалификации учителей МО через постоянно действующие формы обучения (тематические консультации, обучающие семинары, практикумы, круглые столы, творческие отчеты и т.п.);

- создание информационного банка данных об учителях МО;

- оказание содействия в проведении предметных олимпиад, конкурсов, интеллектуальных состязаний, организации проектной и исследовательской деятельности учащихся и учителей учреждения образования;

- изучение современных процессов в методике преподавания учебных предметов и выработка на их основе рекомендаций для учителей МО;

- установление и развитие творческих связей и контактов с аналогичными подразделениями в других учебных заведениях;

- анализ результатов образовательной деятельности по предметам;

- организация работы наставников с молодыми специалистами (при наличии до 5-и специалистов в учреждении образования).

4.3. Руководитель методического объединения имеет право в пределах своей компетенции:

- вносить предложения по совершенствованию профессиональной деятельности учителей;

- посещать любые мероприятия, проводимые участниками МО, для оказания методической помощи и осуществления систематического контроля за качеством их проведения;

- получать от администрации учреждения образования информацию нормативно-правового и организационно-методического характера по вопросам образовательной деятельности;

- обмениваться информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками других учреждений образования;

- обращаться за консультациями по проблемам образовательной деятельности к методистам, в подразделения научно-исследовательских институтов, к исследователям в интересах совершенствования своей работы;

- повышать профессиональную квалификацию удобным для себя способом.

4.4. Заседания методического объединения проводятся не реже одного раза в четверть.

5. Права и обязанности методического объединения

5.1. Методическое объединение имеет право:

- выдвигать предложения об улучшении образовательного процесса в школе;

- ставить вопрос о публикации материалов об эффективном педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении;

- ходатайствовать перед администрацией школы о поощрении учителей методического объединения за активное участие в экспериментальной и инновационной, научно- исследовательской деятельности;

- рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации;

- выдвигать от методического объединения учителей для участия в конкурсах профессионального мастерства.

5.2. Каждый участник методического объединения обязан:

- участвовать в заседаниях методического объединения;

- стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;

- знать тенденции развития методики преподавания предмета;

- владеть основами самоанализа педагогической деятельности;

- своевременно изучать нормативные документы по вопросам организации обучения и преподавания учебного предмета или группы предметов соответствующей образовательной области;

- активно участвовать в разработке открытых мероприятий (учебных занятий, внеурочных мероприятий по предмету и др.).

6. Документация методического объединения

6.1 К документации методического объединения относятся:

  • приказ директора учреждения образования об организации методической работы;
  • положение о методическом объединении;
  • банк данных об учителях, входящих в методическое объединение (таблица 1).
  • план работы методического объединения в новом учебном году, состоящий из разделов:

Раздел I. Анализ работы методического объединения за прошедший учебный год с указанием:

- степени выполнения плана работы методического объединения;

- оценки знаний, умений и навыков учащихся по предмету;

- оценки результатов предметных олимпиад (в динамике за несколько лет);

- анализа проведения открытых учебных занятий;

- итогов взаимопосещения учебных занятий;

- состояния материально-технической базы предметных кабинетов и описания работы по ее поддержанию, сохранению и развитию;

- причин неудач в работе методического объединения и отдельных педагогов (если таковые имелись).

Раздел II. План работы с молодыми педагогами.

Раздел III. План проведения предметной недели или декады.

Раздел IV. Сведения о темах самообразования педагогов, входящих в методическое объединение (таблица 2).

Раздел V. График проведения открытых внеклассных мероприятий учителями МО (таблица 3).

Раздел VI. План повышения квалификации педагогов МО (перспективный план и график повышения квалификации на текущий год).

Раздел VII. План проведения заседаний МО.

  • протоколы заседаний методического объединения.

6.2. Анализ деятельности методического объединения представляется администрации учреждения образования в конце учебного года, план работы на год – до проведения первого педагогического совета.

Таблица 1

 

ФИО

Образование (какое УО окончил(а), когда, специальность, квалификация)

Преподаваемый (е) предмет (ы)

Педагогический стаж (общий)

Квалификационная категория

Награды

Повышение квалификации (год, название курсов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

ФИО

Тема самообразования

Реализация

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1

Иванова М.И.

Работа учащихся с учебником в ходе их самостоятельной деятельности на уроке

педсовет

 

 

 

2

Круглова О.Р.

Учебно-дидактические игры- средство развития познавательной компетенции учащихся

 

Круглый стол

 

 

3

Петрова А.С.

Уровневая система оценки знаний, умений и навыков учащихся

 

 

 

Заседание МО

 

Таблица 3

 

ФИО

Класс, предмет, тема, дата проведения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

1

Петрова О.М.

11 «А», литература. Тема урока «Если душа родилась крылатой»

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

План проведения заседания МО

 

Место проведения:

Дата проведения:

Начало:

Тема:

Цель:

Задачи:

Форма проведения:

Вопросы для обсуждения:

Научно-методический блок

Учебно-методический блок

Практический блок

Информационные источники:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

ПРОТОКОЛ

краткой формы

(примерный образец – п.108, ч.11 Инструкции по делопроизводству)

 

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №___г._______________»

ПРОТОКОЛ

______________ №____

г._______________

 

заседания методического объединения

учителей _________________________

 

Руководитель методического объединения - ___________(И.О.Фамилия)

Секретарь - _________________ (И.О.Фамилия)

Присутствовали - ___________ (указываются Ф.И.О. педагогов)

 

СЛУШАЛИ:

1.__________________________________________________________.

2.__________________________________________________________.

3.__________________________________________________________.

 

 

РЕШИЛИ:

1.1_________________________________________________________.

1.2_________________________________________________________.

                                        

 

2.1_________________________________________________________.

2.2_________________________________________________________.

                                        

 

3.1_________________________________________________________.

3.2_________________________________________________________.

 

 

 

Руководитель МО                                                   И.О.Фамилия

 

 

Секретарь                                                          И.О.Фамилия

                                                      

 

 

 Руководитель УМО: Рутич Галина Михайловна

 ПЛАН

работы учебно-методического объединения

классных руководителей

на 2023/2024 учебный год

 Тема «Совершенствование профессиональной компетентности классных руководителей по вопросам воспитания и развития личности учащихся при организации и проведении социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждении общего среднего образования».

Цель: создание педагогических условий для повышения методической культуры, профессиональной компетентности классных руководителей, обмена эффективным педагогическим опытом по вопросам воспитательной работы.

Задачи:

обеспечить повышение уровня методологической, психолого-педагогической подготовки классных руководителей с учетом выявленных затруднений и профессиональных запросов;

организовать обобщение, представление и распространение эффективного педагогического опыта по вопросам идеологического и гражданско-патриотического учащихся;

организовать обучение классных руководителей эффективным методам работы по экономическому, трудовому и профессиональному воспитанию учащихся, в том числе по воспитанию культуры безопасности жизнедеятельности и навыков здорового образа жизни;

создать методическую копилку эффективного педагогического опыта по вопросам реализации воспитательной работы классного руководителя;

обеспечить трансляцию эффективного педагогического опыта по вопросам воспитательной работы через публикации в республиканских педагогических СМИ;

развивать профессионально-творческий потенциал классных руководителей;

обеспечить непрерывность профессионального образования классных руководителей;

формировать личностно-деловые и профессиональные качества классных руководителей.

Руководитель УМО:  Рутич Галина Михайловна

 

Заседание №1

Дата проведения: 28.08.2023

Форма проведения: инструктивно-методическое совещание

Тема: Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в 2023/2024 учебном году.

Цель: Определение основных направлений в работе классного руководителя по реализации социальной, воспитательной и идеологической работы в 2023/2024 учебном году в учреждении образования.

Учебно-методический блок

  1.  Анализ работы методического объединения за 2022/2023 учебный год.

Рутич Г.М., руководитель УМО, ЗДВР

  1. Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в 2023/2024 учебном году.

Рутич Г.М., руководитель УМО, ЗДВР

3. Знакомство с календарём социальной, воспитательной и идеологической работы в 2023/2024 учебном году в учреждении образования.

Рутич Г.М., руководитель УМО, ЗДВР

4. Знакомство с региональной картой (Брестская область). Оказание помощи несовершеннолетним, потерпевшим от сексуального насилия и эксплаутации.

Товпик В.Д., педагог-психолог

 Нормативная правовая база:

  1. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году.
  2. Инструктивно-методическое письмо об организации классного руководстваи работы куратора учебной группы в учреждениях образования.
  3. Методические рекомендации «Планирование воспитательной работы в классе и её учет».
  4.  Постановление от 22 сентября 2022 г. № 332 «О проведении воспитательной работы педагогическими работниками во внеучебное время с обучающимися», о критериях социально опасного положения (Постановление Совета министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22).
  5. Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г.  № 200 –З (ст.ст. 2 - 11).
  6. Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних (письмо Министерства образования от 07.02.2018 № 05-01 -07/1121 дс).

Заседание № 2

Дата проведения: 30.10.2023

Форма проведения: семинар

Тема: Работа классного руководителя по формированию эстетического и поликультурного воспитания учащихся.

Цель: Определение роли классного руководителя в формировании эстетического и поликультурного воспитания учащихся.

Научно-методический блок

1.  Основные формы и приёмы формирования эстетического и поликультурного воспитания учащихся.

Волк М.А., классный руководитель 10 «А» класса

 Учебно-методический блок

  1. Рассмотрение плана мероприятий по активизации численности ОО «БРСМ» в учреждении образования.

Углянец А. А., педагог-организатор,

Яковчиц С.Б., Егорова Т.А., Колодич Ю.В.

3. Практический блок

3.1. Эстетического воспитание: через призму времени.

Пикула С.Н., классный руководитель 10 «Б» класса

3.2. Поликультурный аспект социальной, воспитательной и идеологической работы классного руководителя.      

    Козека Л.Н., классный руководитель 6 «Б» класса

 4. Анализ занятости учащихся из неполных и многодетных семей в объединениях по интересам.

                               Мшар М.С., педагог социальный

Нормативная правовая база

  1. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году
  2. Методические рекомендации «Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей».

3. Минова, М.Е. Подготовка лидеров детских и молодежных общественных объединений в учреждениях образования: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / М.Е. Минова // Минск: Национальный институт образования. –  2018. – С. 240 (http://www.adu.by).

 Заседание № 3

Дата проведения: 27.12.2023

Форма проведения: обучающий семинар.

 Тема «Организация воспитательной работы классного руководителя по

профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних».

 Цель: создание условий для совершенствования профессионального мастерства классных руководителей в вопросах профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

 1. Научно-методический блок

1.1. Нормативные и правовые акты, регламентирующие работу классного руководителя по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Рутич Г. М., руководитель УМО, ЗДВР  

2. Учебно-методический блок

2.1. Модель взаимодействия классного руководителя, педагога социального,

педагога-психолога при организации и проведении социального расследования, индивидуальной профилактической работы.

Мшар М.С., педагог-социальный,

Товпик В.Д., педагог-психолог

3. Практический блок

3.1. Республиканский проект «Родительский университет» как форма взаимодействия классного руководителя с законными представителями

учащихся по профилактике противоправного поведения.

  Радиончик И.А., педагог-психолог

 3.2. Практическое занятие «Цифровое благополучие: мониторинг социальных сетей учащихся».

Мшар М.С., педагог-социальный

Литература:

  1. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых/ М.В.Осорина. – СПб., 2000. – 110с.
  2. Луговцова, Е.И. Организация школьной службы медиации: пособие для педагогов учреждений общ.сред.образования с белорус. и рус.яз. обучения/ Е.И.Луговцова, Ю.Н.Егорова. – Минск: Нац.ин-т образования, 2017. – 200с.

3. Сайт Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by).

  

Заседание № 4

 

Дата проведения: 29.03.2024

Форма проведения: фестиваль идей

 Тема «Реализация инновационного проекта «Внедрение модели гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа»»

 Цель: создание условий для организации эффективной работы классного руководителя в рамках инновационной деятельности.

 Учебно-методический блок

1. Методологические аспекты организации и проведения единых уроков и общереспубликанского проекта «ШАГ».

Колодич Ю.В., руководитель ВПВ

2. Современные воспитательные технологии формирования активной

гражданско-патриотической позиции у учащихся военно-патриотических

классов. (Из опыта работы)

Рутич Г.М, руководитель УМО, ЗДВР

 Практический блок

  1. Патриотическое воспитание как системная и целенаправленная

деятельность классного руководителя по формированию у учащихся гражданского сознания (Из опыта работы).

   Макар И.Н., Позняк О.И., Киватыцкая О.В., Мшар М.С., Углянец А.А.

 Литература:

1. Методический инструментарий классного руководителя: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения/ Н.К.Катович (и др.); под ред. Н.К.Катович. – Минск: НИО, 2020. – 192 с.:ил.

2. Сайт Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by).

3. Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] - М.: Глобус, 2006. - 224 с.

Заседание № 5

Дата проведения: 04.06.2024

Форма проведения: дистанционный семинар

Тема «Анализ социальной, воспитательной и идеологической работы за 2023/2024 учебный год»

 Цель: Обобщение и распространение эффективного опыта по организации социальной, воспитательной и идеологической работы классного руководителя

 Практический блок

  1. Анализ работы УМО за 2023/2024 учебный год.

Рутич Г. М., руководитель МО, ЗДВР

  1. Результативность работы классных руководителей за 2023/2024 учебный год (аналитический отчет).

Рутич Г. М., руководитель МО, ЗДВР

 Литература:

 1. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году» (https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-ispetsialnogo-obrazovaniya/srenee-obr/normativnye-pravovye dokumenty/postanovleniya/).

2. Сайт Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by).

3. Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] - М.: Глобус, 2006. - 224 с.

4. Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность / В.В. Буткевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. - 208 с.

5. Богданович, О.Н. Здоровый образ жизни. Внеклассные мероприятия. – Мозырь: «Белый ветер», 2009.

6. Гетманская, Е.В. Воспитательный потенциал музейной педагогики//Внешкольник.-2007.-№1.-С.45-46

7. Зубко, Д.П. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности / Д.П.Зубко // Праблемы выхавання. – 2005. – №1. – С.12-16;

8. Мусиенко, С.Г., Жук, Д.А. Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования «Гордость за Беларусь». – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2020.

9. Минова, М.Е. Подготовка лидеров детских и молодежных общественных объединений в учреждениях образования: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / М.Е. Минова // Минск: Национальный институт образования. –  2018. – С. 240 (http://www.adu.by).

10. Смирнов, Н.К., Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе, Москва, 2006 г.

11. Хаткевич, О.А. Профессиональная ориентация учащихся. - Мн., 2004.

12. Чумалова, Т. Музейная педагогика сегодня // Искусство. -2003. -№8,-С.14