ЧТО ДОЛЖНЫ РОДИТЕЛИ ЗНАТЬ
О ПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА?
- Питание ребёнка должно оставаться 4-5 разовым!
- У ребёнка возрастает не только физическая нагрузка, но и нагрузка на нервную систему! В питании надо учесть потребность организма ребёнка в определённых витаминах, макро- и микроэлементах.
- Приёмы пищи должны проходить в одно и то же время!
ЧТО ДОЛЖНЫ УЧЕСТЬ РОДИТЕЛИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПИТАНИЕМ, КОТОРОЕ БУДЕТ ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВОВАТЬ ПОТРЕБНОСТЯМ КОНКРЕТНОГО РЕБЁНКА?
- В какое время начинаются учебные занятия у ребёнка и как долго будет он добираться до школы?
- Будет ли ребёнок находится в учебном учреждении весь день, или вторую половину дня он будет проводить вне школы?
- Будет ли маленький гений посещать дополнительные занятия, связанные с физической нагрузкой или требующие усидчивости?
ПРИНЦИПЫ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 1– 4 КЛАССОВ
- Калорийность пищи должна соответствовать уровню нагрузки. Рекомендуемое соотношение между белками и углеводами — 1:4. При этом количество жиров должно соответствовать объему употребленных белков. Зачастую родители уделяют недостаточно внимания питанию школьников. Если до поступления в школу это частично компенсировалось рационом в дошкольном учреждении образования (детском саду), теперь практически все зависит только от родителей. В школе ребёнок, в зависимости от того, посещает ли он группу продлённого дня, получает питание от 1 до 3 раз (второй завтрак, обед, полдник).
- Пища должна быть полноценной, то есть обеспечивать растущий организм белками, углеводами (в том числе и клетчаткой фруктов, овощей и злаков), жирами, витаминами, минералами.
- Питание должно учитывать состояние здоровья ребёнка.
- Режим питания ребёнка должен быть стабилен и привязан к расписанию занятий учащегося. Родители должны позаботиться о том, чтобы ребёнок завтракал перед выходом из дома в школу. Через 2 часа он получит второй завтрак в школьной столовой. Обед — примерно через 3–4 часа, после возвращения домой или в группе продлённого дня. Еще через пару часов — легкий полдник. Вечером — ужин в кругу семьи. Постарайтесь, чтобы хоть раз в день вся семья собиралась вместе за общим столом. Это время вам дано не только для утоления голода, но и для общения друг с другом в спокойной обстановке.
Расписание может отличаться, если Ваш ребенок ходит во 2 смену. В этом случае его надо покормить обедом перед занятиями, а горячее питание он получит на одной из перемен. Ужин — дома.
Предлагаем Вам примерный режим питания для учащихся с учётом расписания школьной столовой:
Для школьников, занимающихся в первую смену:
1-й завтрак (с 7.00 до 7.30 часов) – 15 %;
2-й завтрак (9.40 часов) – 20%;
Обед (13.30 часов) – 35%;
Полдник (16.00) – 10%.
Ужин (19.30 часов) – 20%.
Для школьников, занимающихся во вторую смену:
Завтрак (8 часов 30 мин.) – 20 %;
Обед (12 часов 30 мин.) – 35 %;
Полдник (16 часов 30 мин.) – 20%;
Ужин (20 часов 30 мин.) – 25%.
Уважаемые родители, помните, что школьное питание всего лишь дополняет домашний рацион. Беспорядочное питание — основная причина нарушений работы системы пищеварения! Рациональное питание обеспечивает не только гармоничное физическое, но и интеллектуальное развитие.
Основные ошибки в организации питания младшего школьника:
- Многие родители считают, что питание в школе полностью обеспечивает потребность ребёнка в пище.
- Недостаток фруктов и овощей в рационе. Из-за недостатка витаминов и углеводов малыши не в состоянии успешно справляться с учебной нагрузкой. Снижена способность к интеллектуальной деятельности. Внимание рассеянное, сосредоточить его на продолжительное время ребёнок не может.
- Снижение количества молока и молочных продуктов ведёт к дефициту кальция.
- В рационе мясо часто заменяется более «быстрыми» в приготовлении сосисками, сардельками, колбасой.
- В обеспечении ребёнка белком родители в основном уделяют внимание мясу, забывая о таком ценно пищевом продукте, как рыба. Если у ребёнка нет аллергии на этот продукт, блюда из рыбы должны присутствовать на столе еженедельно. Именно в морской рыбе содержится фосфор, необходимый для продуктивной деятельности мозга.
- Родители, надеясь на организацию питания в школе, отправляют детей на уроки без завтрака. Второй завтрак, как правило, ребёнок в школьной столовой получает только после второго урока (расписание приёмов пищи в школьной столовой Вы можете узнать здесь). Первые два урока ребенок сидит на уроках, испытывая острое чувство голода. Естественно, ОН НЕ МОЖЕТ полноценно усваивать учебный материал. Зачастую первым уроком в расписании стоит физическая культура, представьте, как он будет чувствовать себя, если не предупредит учителя о том, что он не позавтракал?!
- Контроль за питанием ослабевает. Появляются карманные деньги, которые ребёнок может тратить на покупку сладостей, фастфуда и газировки. Многие родители убеждены, что для работы мозга обязательно нужна глюкоза, они покупают много сладкого и мучного, из–за чего повышается вероятность ожирения.
- Гигиенические навыки (гигиена рук перед едой) должны быть сформированы до поступления в школу. Мы говорим именно о навыках, как о потребности сесть за стол с вымытыми руками.