Семья как источник формирования гражданской позиции в обществе
Рудьман Марина Олеговна,
педагог социальный
ГУО «Средняя школа № 1 г. Берёзы имени В.Х. Головко»
Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Без семьи невозможно полноценное воспитание человека. Здесь формируются его лучшие качества, созревает личность. Семья является моделью общества, в которой и с помощью которой ребенок осваивает историю, духовную культуру, традиции народа, свою родословную.
Родители, род, Родина, народ – неслучайно однокоренные слова. Это формула гражданского патриотизма, в основе которой лежит чувство Родины, ответственности и солидарности.
Семья составляет основную воспитательную среду ребёнка и выполняет следующие функции:
- обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;
- привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков;
- формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;
- обеспечение здорового образа жизни.
Родители должны осознавать свою воспитательную роль и нести ответственность за воспитание детей. Родители обязаны обеспечить условия для развития ребёнка, заниматься воспитанием детей, правильно строить отношения с детьми, сотрудничать в воспитании детей со школой и другими учреждениями.
Обычно родители организуют жизнь ребёнка на основе своих житейских представлений, подчиняясь общей организации жизнедеятельности своей семьи, личным потребностям и возможностям.
На развитие ребенка влияют социальные условия жизни: тип семьи (полная, неполная, многодетная, малодетная), её качественные характеристики (благополучная, неблагополучная); в городе или селе проживает семья; отношение к самому ребёнку в семье.
Важным условием работы с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность детей и взрослых. Сотрудничество с семьей должно стать основой взаимоотношений школы с родителями.
Важным средством воспитания патриотических чувств является пример родителей. Пример – наглядный способ действия, который служит образцом для подражания. Авторитет родителей основывается на их личном социально одобряемом поведении, образе жизни, убеждениях, моральных качествах гражданина Отечества, человеческих качествах отца и матери, исполнении обязанностей члена семьи.
Есть белорусские семьи, в которых в различных формах и с помощью многообразных средств ведётся работа, связанная с патриотическим воспитанием детей на основании многих источников (книг, журналов, газет, кино- и телефильмов, воспоминаний ветеранов войны и труда). В гражданско-патриотическом воспитании подростков в семье неоценима роль произведений литературы и искусства. Художественные образы произведений литературы, кино, театра, живописи, скульптуры возбуждают у сыновей и дочерей чувство любви и благодарности к героям своего народа, отдавшим и отдающим себя и свои жизни во имя Родины, во имя будущих поколений.
Родители могут рассказать детям о своей нелегкой и важной работе врачей, пожарных, милиционеров, военных и др., что способствует формированию у подростков чувства любви к Родине, родному краю, гордости за своё Отечество.
Привлечение детей к совместной деятельности со старшими, а именно сбор вторичного сырья, участие в волонтерских и благотворительных акциях, способствуют росту активности, самостоятельности, формирует самосознание и ответственность перед другими.
Походы и экскурсии родителей вместе с детьми по родной стране, поездки в музеи, театры при активной позиции родителей также способствуют выработке патриотических чувств.
Гражданскую сознательность необходимо воспитывать с раннего возраста.
Малыши имеют богатое воображение и большое желание что-то узнать. Самое главное для взрослых – не «засушить» детей фактами. Все, что можно использовать для воспитания патриотических чувств, должно быть интересным, ярким, эмоциональным.
- История семьи. Самое первое, что могут сделать родители для пробуждения патриотизма – это познакомить ребенка с историей собственной семьи: откуда родом его предки, где жили, кем работали, чем увлекались, чего достигли и о чем мечтали. Фотографии или вещи, оставшиеся с тех времен, станут прекрасным дополнением к рассказу. Ощущение, что ты имеешь отношение к большой семье, где до тебя были заслуживающие уважения люди, наполнит душу ребенка гордостью. Не менее ценны семейные традиции, переходящие из поколения в поколение. Например, собираться всем вместе на День Победы или печь торт к большим праздникам. Когда малыш подрастет, ему будет интересно составить вместе с родителями генеалогическое древо своей семьи (хотя бы до прабабушек и прадедушек). Судьбы наших предков – это наша причастность к судьбе страны.
- Как воспитать патриотизм: города и улицы? С раннего возраста можно начинать воспитывать интерес к родной земле. Малышу будет любопытно узнать, с чем связано название улицы, на которой он живет, почему и как получили свои имена его город или поселок. И дело взрослого – рассказать об этом доступным языком. Не менее важно поведать ребенку о знаменитых земляках и их заслугах, сходить вместе к памятникам, установленным в их честь. А можно просто показать портрет местного героя и рассказать о нем. Малышу приятно будет ощущать, что он имеет отношение к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они.
- Знакомство с фольклором и народными промыслами. Красивые
книжки с народными сказками, хорошие мультфильмы, симпатичные традиционные игрушки – все это увлечет ребенка и поможет уважать свою страну. Какие книги, фильмы или мультфильмы будут у детей – решать родителям. Но есть такие, которые, по-настоящему, нужны детям. Например, беларускія прымаўкі. //https://www.youtube.com/watch?v=mAzpr07ID2I&t=44s
Вясёлые літары //https://www.youtube.com/watch?v=ga0o042v8hI
Малыш растет, и все темы, о которых говорилось раньше – родословная, история родного края и народное творчество – для него обретают глубину. К ним добавляются новые, интересные и понятные в этом возрасте.
- Занимательные рассказы о достопримечательностях. Храм, старинный дом, мост, озеро или река не запомнятся ребенку или сольются в его сознании с другими, если не подкрепить впечатление занимательным рассказом. Это может быть предание или детское воспоминание кого-то из родителей, научно установленный или спорный исторический факт, главное – он должен быть интересным. Например, таким в г. Березе может являться Кляштор картузианцев - памятник архитектуры, военно-патриотический комплекс в Старинном парке, посвящённый воинам интернационалистам. С удовольствием ребята посещают Споровский заказник.
- Путешествия. Необязательно ехать далеко, можно выбраться на один день в соседний город. Но взрослые должны заранее готовиться к поездке, находить объекты, которые могут быть интересны ребенку. И составлять маршрут. Рядом с нашим городом есть Коссовский замок. Существует легенда, что хозяева этого замка для его охраны держали льва. Они выпускали льва по ночам, и он бродил по окрестностям, пугая ночных прохожих, а утром возвращался домой. В городе Несвиж – Несвижский замок, Ружанский комплекс, Мирский замок.
- Космическая одиссея. Дети любят рассказы о космосе. Можно рассказать ребенку о первых космических кораблях и космонавтах, например, Петре Ильиче Климуке или понаблюдать вместе с ним за звездами и мигающими в ночном небе спутниками, съездить в Музей космонавтики в д. Томашовка или Планетарий на соответствующую возрасту программу или посмотреть познавательный фильм дома.
- Тематические игры. Дети лучше усваивают знания в игровой форме. Можно подготовить следующие занятия с карточками-картинками: «Знакомство с гербом родного города», «Путешествие по карте», «Найди свой флаг», «Минск – столица нашей родины».
Конечно, от взрослых потребуются некоторые усилия, чтобы воспитать патриотизм у детей, зато потом ребенок будет поражать всех своей эрудицией. Ребенку важно положительно относиться к своей стране, гордиться ее героями, понимать, что они сделали хорошего. Так у него будут нравственные ориентиры, которые помогут определить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдохновляет, а также дает состояние внутреннего покоя и определенности.
раскрыть » / « свернуть