Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников.

 

Есть два способа выбора профессии. Первый способ – метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.

Другой путь – изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания – всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку.

Есть еще третий путь – путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное – отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное  –  не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимому анкетированию, учащиеся указывают на необходимость получения более точных сведений о средних специальных и высших профессиональных заведениях, приблизительно 50% школьников отмечают необходимость проведения исследований с целью выявления профессионально важных качеств. 

Таким образом, большинство обучающихся старших классов не имеют достаточных знаний о себе и не владеют необходимыми сведениями о существующих вариантах реализации своих профессиональных намерений.

  1. Основной этап. Беседа с родителями. 

- Обсуждали ли вы с ребенком его профессиональное будущее?

- Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжения образования?

- Доверяете ли вы ребенку самостоятельно сделать профессиональное самоопределение? 

- Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)?

- Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?

Существенную роль в выборе профессии играет психологический тип человека, о которых я вам, уважаемые родители, сейчас напомню. Слушая меня, постарайтесь определить тип вашего ребенка.

Итак, психологические типы человека

Сангвиник 

Уравновешенный, подвижный тип. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Сангвиник – человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

Холерик 

Неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и не сдержан.

Флегматик 

Уравновешенный, инертный тип. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Флегматик – спокойный и медлительный человек, не склонен к перемене своего окружения; хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

Меланхолик 

Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью обоих процессов – и возбуждения, и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Меланхолика легко ранить, он остро реагирует на внешние события и глубоко их переживает. Ему сложно сдержать эти переживания, они словно выплескиваются наружу. Меланхолики очень (иногда даже чрезмерно) впечатлительны и эмоционально ранимы. 

Ваши дети заполняли анкету по выбору профессии. Анкеты детей я вам отдавать не буду, так как сейчас вы тоже заполните такую же. Придя домой, попросите своего ребенка показать вам его результаты и сравните со своими. 

Родителям выдаются анкеты. 

Анкета «5 основных направлений профессиональной деятельности».

Человек – природа

Микробиолог

Агроном

Зоотехник

Мастер-плодоовощевод

Ветеринар

Контролер-приемщик фруктов

Мастер-животновод

Аппаратник выращивания дрожжей

Агроном по защите растений

Зооинженер

Летчик-наблюдатель рыбного хозяйства

Егерь

Биолог-исследователь

Флорист

Садовник

Геолог

Пчеловод

Почвовед

Человек – техника

Слесарь-сборщик

Техник-механик

Техник-технолог общественного питания

Электрослесарь

Инженер-механик

Инженер-электрик

Мастер-диагност техники

Слесарь-ремонтник

Токарь

Оператор прокатного стана

Раскройщик верха обуви

Раскладчик лекал

Инженер-конструктор

Водитель

Водолаз

Радиотехник

Швея

Связист

Человек – человек

Парикмахер

Продавец

Инженер-организатор производства

Врач

Учитель

Судебно-медицинский эксперт

Врачебно-трудовой эксперт

Социолог

Педагог

Тренер

Мастер производственного обучения

Инженер-педагог

Экскурсовод

Воспитатель

Организатор-производства

Организатор торговли

Следователь

Адвокат

Дознаватель

Хирург

Инспектор милиции

Психолог

Менеджер по продажам

Торговый представитель

Няня

Официант

Администратор

Человек – знаковая система

Программист

Чертежник-картограф

Математик

Редактор издательства

Языковед

Финансист

Оператор фотонаборного автомата

Корректор

Бухгалтер-ревизор

Контролер полиграфной продукции

Стенографистка

Телеграфист

Нотариус

Радиооператор

Фотограф

Почтовый работник

Делопроизводитель

Логист

Маркетолог

Специалист по налогообложению

Аудитор

Радист

Плановик

Человек – художественный образ

Художник-декоратор

Художник-ресторатор

Настройщик музыкальных инструментов

Концертный исполнитель

Артист балета

Артист театра

Искусствовед

Музыковед

Театровед

Цветовод-декоратор

Живописец по фарфору

Лепщик архитектурных деталей

Дизайнер интерьера

Композитор

Имиджмейкер

Бренд-менеджер

Специалист по рекламе

Маляр

Гравер

Фотограф

Стеклодув

Шлифовальщик камней

Человек  человек  все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг официант, продавец, врач, секретарь, педагог общего профиля, воспитатель.

Качества: общительность, эмоциональная устойчивость, организаторские способности. 

Человек  техника  все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор, автослесарь, станочник, электрик, слесарь, оператор, токарь, монтажник конструкций, радиомеханик, инженер-технолог, водитель.

Качества: способности к геометрии, физике, пространственное воображение, технический склад мышления, склонность к практическому труду.

Человек  художественный образ  все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед,  диктор, архитектор, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель.

Качества: наглядно-образное представление, яркое воображение, склонность к творчеству, гибкость чувств, развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.).

Человек  природа  все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог, лесник, полевод, животновод, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник.

Качества: наблюдательность, устойчивость внимания, склонность к учету наблюдений, потребность в двигательной активности.

Человек  знаковая система  все профессии, связанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансист, экономист, плановик, чертежник, корректор, наборщик, стенографистка, машинистка, программист, бухгалтер, ученый-теоретик.

Качества: способность к алгебре (абстрактное мышление), устойчивость внимания, склонность к обобщениям, к малоподвижной работе (усидчивость).

Хочется сказать о том, что выраженный у обучающихся интерес к профессиям типа «Человек-Человек» отражает особенности переходного возраста, когда межличностное общение и сфера отношений становятся в центре внимания обучающихся. В связи с чем, говорить о том, что данный выбор является окончательным, преждевременно. 

Однако многие подростки уже имеют  представление о том, кем хотели бы стать по профессии и могут обосновать свой выбор.

Широкий спектр профессий различных типов свидетельствует о хорошей осведомлённости учащихся о современных профессиях и их специфике, но около четверти подростов в каждом классе сомневаются в своём выборе или затрудняются его сделать, что подтверждает актуальность проведения профориентационных  занятий с обучающимися.  

Как показывают полученные результаты, обучающихся в данном возрасте ещё слабо представляют себе своё профессиональное будущее. Прежде всего, это связано с тем, что выбрав интересную для себя профессию, учащиеся слабо представляют себе специфику будущей работы. 

3. Завершающий этап. Подведение итогов встречи.  

Педагоги обобщают информацию, формулируют выводы, благодарят родителей за участие.

В конце встречи принимается решение, выслушиваются мнения родителей по теме. Каждому родителю выдается памятка.

Уважаемые папы и мамы!

1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии. 

2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии. 

3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения. 

4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности. 

5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами. 

6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами. 

7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась. 

8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить. 

9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

10.Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!