КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ
5 – 11 КЛАССОВ:
«КАК УЧИТСЯ С ИНТЕРЕСОМ?»
Любая деятельность и взрослого, и
ребенка успешна тогда, когда она
делается с удовольствием
Ю.Б. Гиппенрейтер
Цель: повышение психологической грамотности родителей в вопросе преодоления проблемы неуспеваемости детей и повышения у них учебной мотивации.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Уважаемые родители, проблема неуспеваемости беспокоит всех: и родителей, и педагогов, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» ребенком, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя незначительными и неуспешными. Учащиеся, которые плохо учатся в школе, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит на последней парте, надеясь, что его не вызовут отвечать. Кто-то приучает учителей к мысли, что его вообще нельзя трогать - для этого он угрюмо и враждебно молчит, когда его вызывают к доске. Кто-то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет какую-то чушь. Кто-то списывает у друзей или сдает на контрольных пустые листики. Кто-то опаздывает на уроки, прогуливает и вообще не приходит на занятия.
Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких детей учебный материал бывает запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика.
Неуспеваемость способна испортить не только самооценку ребенка, но и изуродовать жизнь, превратив годы учебы в ад. Между тем часто причины неуспеваемости лежат на поверхности, да и устранить их реально.
А что такое неуспеваемость и отставание?
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки обучающихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, семестра, года).
В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности обучающихся, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями.
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ
1. Внутриличностная сфера
1.1. Педагогический уровень
- низкая эффективность учебной деятельности;
- низкая интенсивность учебной деятельности;
- пропуски занятий
1.2. Психологический уровень
- несформированность познавательных мотивов и недисциплинированность;
- эмоциональные и волевые нарушения;
- несформированность знаний, умений и навыков;
- низкий уровень познавательных способностей.
1.3. Нейрофизиологический уровень
- общая ослабленность организма;
- слабый тип нервной системы;
- сенсорные и речевые нарушения;
- микропоражения в коре головного мозга, которое вызывает следующие проблемы обучения: акалькулия, аграфия, алексия, то есть нарушения счета, почерка и чтения.
2. Внеличностная сфера
2.1. Педагогический уровень
- нет дифференцированного подхода родителей и преподавателей;
- бедность психической стимуляции;
- дефицит любви и заботы родителей.
Неуспеваемость зависит от многих факторов. Важными факторами являются не только способности учащихся, но и отношение ребят к достижению учебных успехов, которое зависит:
• от усидчивости;
•развития у школьника собственно интеллектуальных уме-ний: наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, делать самостоятельный вывод и т.д.;
• контроля со стороны взрослых на уроке и дома.
ПУТИ РЕШЕНИЯ
- Отсутствие интереса к учебе. Помните: интерес нельзя привить насильно. Попытайтесь понять, что именно стало причиной его потери и как давно это произошло.
- Пробелы в ранее усвоенных знаниях. Это серьезное препятствие на пути овладения новым материалом. Посоветуйте ребенку обратиться к ранее изученному.
- Неумение организовать свою домашнюю работу. Попробуйте помочь ребенку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности.
- Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать свое место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребенка, если он только не использует их для обучения.
- Отсутствие мотивации к учебной деятельности. Мотивация - это своего рода двигатель, приводящий в движение деятельность. Когда у подростка она сильна, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. Подростков, которым не хватает мотивации, часто называют «неудачниками». У них нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.
Наиболее приемлемые способы повышения мотивации у учащегося:
o поддерживать, когда ему трудно;
o озадачивать (будить мысль);
o вовлекать, увлекать, вдохновлять;
o быть рядом, принимать его;
o быть достойным образцом.
- Недостаточное умение учиться. Основной симптом этой проблемы проявляется тогда, когда выполнение домашнего задания становится источником постоянных конфликтов в семье. Для начала спросите ребенка о том, зачем он учится, и попытайтесь объяснить, для кого он это делает.
- Проблемы с развитием внимания и памяти. Начать исправлять можно уже сегодня.
- Личные проблемы. «Какие там такие проблемы могут быть в его-то возрасте. Одни фантазии!» Если вы можете согласиться с этим высказыванием, то, скорее всего, вашему ребенку сильно не повезло - ему трудно будет поделиться с вами проблемой, ведь она для вас просто пустяк, а для него беда.
- Ребенок часто болеет. Постарайтесь укрепить его иммунитет и не давайте тратить драгоценное время впустую. Таким образом, все причины плохой успеваемости в школе сводится к тому, что у ребенка не развиты учебная мотивация и навыки эффективного обучения.
10. В погоне за оценками не допускайте распространенных родительских ошибок. Объясните, что важна не только и не столько отметка, сколько крепкие знания. Не нужно во что бы то ни стало «выбивать» из чала высший балл. Иначе рискуете выработать у него чисто формальный подход: добиться оценки любой ценой, пусть даже слезами и нытьем.
11. Не стоит и самим выполнять за ребенка домашние задания - писать рефераты, рисовать или чертить. У вашего ребенка может выработаться комплекс неполноценности: он будет уверен в своей неспособности самостоятельно справиться с заданием на «отлично». Если вы видите, что ваш сын или дочка ну никак не успевает сделать уроки сам, помогите ему, но не выполняйте всю работу за него.
12. И уж совершенно недопустимо ругать и обзывать ребенка и постарайтесь не кричать и быть сдержанными. Это приведет к прямо противоположному результату: школьник совсем потеряет веру в свои силы или, наоборот, станет назло домашним учиться плохо.
Заинтересовать, найти стимул, помочь, убедить - единственно верный способ подтянуть оценки и знания.