Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Семинар-практикум

 РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Цель: координация усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления психического здоровья несовершеннолетних.

 Задачи:

1. Осмысление значимости психического здоровья школьника как компонента его здоровья в целом.

2. Выявление причин нарушения психического здоровья несовершеннолетних.

3. Ознакомление родителей с причинами суицидального поведения.

4. Определение рекомендаций для родителей по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних.

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог-психолог:

Уважаемые родители! Мы с вами уже неоднократно и вполне обоснованно обращались к проблеме сохранения и укрепления здоровья наших детей. Предметом нашего сегодняшнего разговора будет, возможно, его главной стержневой компонент - психическое здоровье школьников. С целью определения степени осведомленности в проблеме психического здоровья предлагается ответить на вопросы анкеты «психическое здоровье».

 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ»

1. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «здоровье»?

2. Что, в вашем понимании, есть психическое здоровье человека?

3. Если человек знает о приемах поддержания здоровья, значит ли это, что он обязательно ведет здоровый образ жизни?

4. Что такое стресс?

5. К чему, по-вашему, сводится забота о здоровье вообще и о психическом здоровье в частности?

6. От чего зависят сила и продолжительность стресса?

7. Чем опасен стресс?

8. Как влияет стресс на жизнедеятельность наших детей?

 Педагог-психолог:

Ваше собственное психологическое состояние, уважаемые родители, в значительной степени определяет уровень вашего общения с детьми, комфортность их пребывания в семейном кругу.

Сейчас вы получите возможность оценить, как у вас обстоят дела со стрессом. Вам предлагается тест, разработанный американскими исследователями Т. Холмсом и Р. Роэ. В него включены как положительные, так и отрицательные стрессогенные факторы. Ориентируясь на эту шкалу, можно определить какую стрессовую нагрузку вы испытали в последний год, и насколько негативно она может сказаться на вашем здоровье.

В «Шкале социальной адаптации» каждому жизненному событию соответствует определенное число баллов. Опираясь на статистические исследования, авторы утверждают, что у человека, набравшего свыше 150 баллов, риск заболеть повышен. А при 300 баллах и выше вероятность заболевания увеличивается до 90%.

 ТЕСТ «ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ»

 

Жизненное событие

Значение события в баллах

1

Смерть супруга

100

2

Развод (официальный развод)

73

3

Разъезд супругов (без оформления развода)

65

4

Смерть близкого члена семьи

63

5

Травма и болезнь

53

6

Женитьба (вступление в брак)

50

7

Увольнение с работы

47

8

Примирение супругов

45

9

Уход на пенсию

45

10

Болезнь или травма близкого члена семьи

44

11

Беременность

40

12

Сексуальные проблемы

39

13

Появление нового члена семьи

39

14

Реорганизация на работе

39

15

Изменение финансового положения

38

16

Смерть близкого друга

37

17

Изменение профессиональной специализации

36

18

Усиление конфликтности отношений с супругом

35

19

Ссуда или заем на крупную сумму

31

20

Окончание срока выплаты ссуды или займа

30

21

Изменение должности

29

22

Сын или дочь покидают дом

29

23

Проблемы с родственниками мужа (жены)

29

24

Выдающееся личное достижение

28

25

Супруг бросает работу или приступает к работе

26

26

Начало или окончание обучения к учебном заведении

26

27

Изменение условий жизни

25

28

Отказ от каких-то индивидуальных привычек

24

29

Проблемы с начальством

23

30

Изменение условий и часов работы

20

31

Перемена места жительства

20

32

Смена места обучения

20

33

Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска

19

34

Изменение привычек, связанных с вероисповеданием

19

35

Изменение социальной активности

18

36

Ссуда или заем для покупки более мелких вещей

17

37

Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном

16

38

Изменение числа живущих вместе членов семьи

15

39

Изменение привычек, связанных с питанием

15

40

Отпуск

13

41

Незначительное нарушение правопорядка

11

 

Педагог-психолог:

Если у вас высокий показатель по рассмотренной шкале, вы наверняка порой «разряжаетесь» на тех, кто может воспринять ситуацию всерьез, и в первую очередь - на своих детях.

 КАКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАРУШАЮТ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ?

1. Стрессогенная тактика педагогических воздействий - это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.

2. Перегрузка - интенсификация учебной деятельности - один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе.

3. Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения.

А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Сегодня заметно утрачивается подвижническое отношение родителей к своим детям. Известный детский хирург, академик Я. Долецкий даже ввел новый термин - синдром опасного обращения с детьми. Речь идет о физических и психических травмах, причиняемых в семье с близкими.

4. Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так, как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.

5. Зависимости. Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего - это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста.

 Одним из страшных последствий нарушения психологического благополучия несовершеннолетних является суицидальное поведение.

Суицид - это преднамеренное лишение себя жизни.

 Родителям предлагается ответить на проблемный вопрос: Почему ребенок решается на самоубийство?

 Возможные варианты ответа.

• нуждается в любви и помощи

• чувствует себя никому не нужным

• не может сам разрешить сложную ситуацию

• накопилось множество нерешенных проблем

• боится наказания

• хочет отомстить обидчикам

• хочет получить кого-то или что-То

сложная семейная ситуация

• проблемы в учебе

• мало друзей

• нет устойчивых интересов, хобби

• перенесли тяжелую утрату

• семейная история суицида

• склонность к депрессиям

• употребляющие алкоголь, наркотики

• ссора с любимой девушкой или парнем

• жертвы насилия

•попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.

 УПРАЖНЕНИЕ «МИФЫ И ФАКТЫ О САМОУБИЙСТВЕ»

Инструкция: «Уважаемые родители! Давайте обсудим существующие мифы о суицидальном поведении». Педагог озвучивает распространенные мифы о самоубийстве, а после обсуждения приводит представленные факты.

 

Мифы

Факты

Если человек говорит о самоубийстве

он пытается привлечь к себе внимание

 

Часто говорящие о самоубийстве переживают психическую боль и хотят поставить о ней в известность значимых людей

Самоубийство случается без предупреждения

Приблизительно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке

Самоубийство - явление наследуемое

Человек использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении

Те, кто кончают жизнь самоубийством, психически больны

Многие, совершающие самоубийство, не страдают никакими психическими заболеваниями

Разговоры о суициде могут способствовать его совершению

Разговор о самоубийстве не является причиной, не может быть первым шагом его предупреждения

Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повториться

Чаще всего эти действия повторяются вновь, и достигается желаемый результат

Покушающиеся на самоубийство желают умереть

Подавляющие большинство суицидентов скорее хотят избавиться от невыносимой психической (иногда физической) боли, чем умереть, поэтому готовы принять

Bce, приводящие к самоубийству действия, являются импульсивными

Большинство людей обдумывают свои планы, сообщая о них окружающим

Все самоубийцы находятся в состоянии депрессии

Депрессия часто связана с суицидальными намерениями, но не все покушающиеся на свою жизнь страдают ею

Самоубийство невозможно предотвратить

Знания о том, куда можно обратиться за помощью, могут предотвратить большую часть самоубийств

Самоубийцы редко обращаются за помощью

В течение полугода, предшествующем суицидальной попытке, 50% подростков обращаются к врачам или психологам

 

УПРАЖНЕНИЕ «КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ?»

Инструкция:

«Уважаемые родители! Представьте, пожалуйста, что перед Вами подросток, который демонстрирует следующие особенности в поведении:

• ребенок постоянно угрожает покончить с собой;

• отмечается резкая смена настроения;

• раздает любимые вещи;

• «приводит свои дела в порядок»;

• становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать;

• живет на грани риска, не бережет себя;

• утратил самоуважение и пр.

Давайте обсудим в микрогруппах, чем можно помощь такому ребенку: какие слова можно говорить, а какие - нельзя; какие рекомендации можно сформулировать для взрослых по профилактике суицидальных рисков у несовершеннолетних». После обсуждения каждая микрогруппа представляет свои рекомендации.

 ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ?

• будьте внимательны к своему ребенку

• умейте показывать свою любовь к нему

• откровенно разговаривайте с ним

• умейте слушать ребенка

• не бойтесь прямо спросить о самоубийстве

• не оставляйте ребенка один на один с проблемой

• предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы

• вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно

• привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц

• обратитесь за помощью к специалистам

 ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ?

• не читайте нотации

• не игнорируйте человека, его желание получить внимание

• не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.

• не спорьте

• не предлагайте неоправданных утешений

• не смейтесь над подростком

 СОВЕТЫ ВНИМАТЕЛЬНЫМ И ЛЮБЯЩИМ РОДИТЕЛЯМ:

• показывайте ребенку, что вы его любите

• чаще обнимайте и целуйте

• поддерживайте в сложных ситуациях

• учите его способам разрешения жизненных ситуаций

• вселяйте в него уверенность в себе

 ЧАЩЕ ГОВОРИТЕ СВОЕМУ РЕБЕНКУ СЛЕДУЮЩЕЕ:

- Ты самый любимый!

- Ты очень много можешь!

- Спасибо!

- Что бы мы без тебя делали!

- Иди ко мне!

- Садись с нами!

- Расскажи мне, что с тобой? Я помогу тебе.

- Я радуюсь твоим успехам!

- Что бы ни случилось, твой дом - твоя крепость.

- Как хорошо, что ты у нас есть!»

 ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП

(обсуждение результатов).

Педагог-психолог:

Спасибо всем за заинтересованное участие в обсуждении. Мне кажется, прозвучало много ценных советов, которые можно взять на вооружение в практике семейного воспитания и профилактике суицидальных рисков у несовершеннолетних. В заключение Вам предлагается ознакомиться с памяткой «Как сохранить психическое здоровье ребенка»

 ПАМЯТКА

«КАК СОХРАНИТЬ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА»

 • Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

• Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.

• Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.

• Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».

• Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.

• Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей.

Умейте прощать, «лечите» добром.

• Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

•Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо - «психологическая пощечина» ребенку.