Семинар-практикум
РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Цель: координация усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления психического здоровья несовершеннолетних.
Задачи:
1. Осмысление значимости психического здоровья школьника как компонента его здоровья в целом.
2. Выявление причин нарушения психического здоровья несовершеннолетних.
3. Ознакомление родителей с причинами суицидального поведения.
4. Определение рекомендаций для родителей по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог-психолог:
Уважаемые родители! Мы с вами уже неоднократно и вполне обоснованно обращались к проблеме сохранения и укрепления здоровья наших детей. Предметом нашего сегодняшнего разговора будет, возможно, его главной стержневой компонент - психическое здоровье школьников. С целью определения степени осведомленности в проблеме психического здоровья предлагается ответить на вопросы анкеты «психическое здоровье».
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ»
1. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «здоровье»?
2. Что, в вашем понимании, есть психическое здоровье человека?
3. Если человек знает о приемах поддержания здоровья, значит ли это, что он обязательно ведет здоровый образ жизни?
4. Что такое стресс?
5. К чему, по-вашему, сводится забота о здоровье вообще и о психическом здоровье в частности?
6. От чего зависят сила и продолжительность стресса?
7. Чем опасен стресс?
8. Как влияет стресс на жизнедеятельность наших детей?
Педагог-психолог:
Ваше собственное психологическое состояние, уважаемые родители, в значительной степени определяет уровень вашего общения с детьми, комфортность их пребывания в семейном кругу.
Сейчас вы получите возможность оценить, как у вас обстоят дела со стрессом. Вам предлагается тест, разработанный американскими исследователями Т. Холмсом и Р. Роэ. В него включены как положительные, так и отрицательные стрессогенные факторы. Ориентируясь на эту шкалу, можно определить какую стрессовую нагрузку вы испытали в последний год, и насколько негативно она может сказаться на вашем здоровье.
В «Шкале социальной адаптации» каждому жизненному событию соответствует определенное число баллов. Опираясь на статистические исследования, авторы утверждают, что у человека, набравшего свыше 150 баллов, риск заболеть повышен. А при 300 баллах и выше вероятность заболевания увеличивается до 90%.
ТЕСТ «ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ»
№
|
Жизненное событие
|
Значение события в баллах
|
1
|
Смерть супруга
|
100
|
2
|
Развод (официальный развод)
|
73
|
3
|
Разъезд супругов (без оформления развода)
|
65
|
4
|
Смерть близкого члена семьи
|
63
|
5
|
Травма и болезнь
|
53
|
6
|
Женитьба (вступление в брак)
|
50
|
7
|
Увольнение с работы
|
47
|
8
|
Примирение супругов
|
45
|
9
|
Уход на пенсию
|
45
|
10
|
Болезнь или травма близкого члена семьи
|
44
|
11
|
Беременность
|
40
|
12
|
Сексуальные проблемы
|
39
|
13
|
Появление нового члена семьи
|
39
|
14
|
Реорганизация на работе
|
39
|
15
|
Изменение финансового положения
|
38
|
16
|
Смерть близкого друга
|
37
|
17
|
Изменение профессиональной специализации
|
36
|
18
|
Усиление конфликтности отношений с супругом
|
35
|
19
|
Ссуда или заем на крупную сумму
|
31
|
20
|
Окончание срока выплаты ссуды или займа
|
30
|
21
|
Изменение должности
|
29
|
22
|
Сын или дочь покидают дом
|
29
|
23
|
Проблемы с родственниками мужа (жены)
|
29
|
24
|
Выдающееся личное достижение
|
28
|
25
|
Супруг бросает работу или приступает к работе
|
26
|
26
|
Начало или окончание обучения к учебном заведении
|
26
|
27
|
Изменение условий жизни
|
25
|
28
|
Отказ от каких-то индивидуальных привычек
|
24
|
29
|
Проблемы с начальством
|
23
|
30
|
Изменение условий и часов работы
|
20
|
31
|
Перемена места жительства
|
20
|
32
|
Смена места обучения
|
20
|
33
|
Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска
|
19
|
34
|
Изменение привычек, связанных с вероисповеданием
|
19
|
35
|
Изменение социальной активности
|
18
|
36
|
Ссуда или заем для покупки более мелких вещей
|
17
|
37
|
Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном
|
16
|
38
|
Изменение числа живущих вместе членов семьи
|
15
|
39
|
Изменение привычек, связанных с питанием
|
15
|
40
|
Отпуск
|
13
|
41
|
Незначительное нарушение правопорядка
|
11
|
Педагог-психолог:
Если у вас высокий показатель по рассмотренной шкале, вы наверняка порой «разряжаетесь» на тех, кто может воспринять ситуацию всерьез, и в первую очередь - на своих детях.
КАКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАРУШАЮТ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ?
1. Стрессогенная тактика педагогических воздействий - это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.
2. Перегрузка - интенсификация учебной деятельности - один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе.
3. Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения.
А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Сегодня заметно утрачивается подвижническое отношение родителей к своим детям. Известный детский хирург, академик Я. Долецкий даже ввел новый термин - синдром опасного обращения с детьми. Речь идет о физических и психических травмах, причиняемых в семье с близкими.
4. Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так, как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.
5. Зависимости. Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего - это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста.
Одним из страшных последствий нарушения психологического благополучия несовершеннолетних является суицидальное поведение.
Суицид - это преднамеренное лишение себя жизни.
Родителям предлагается ответить на проблемный вопрос: Почему ребенок решается на самоубийство?
Возможные варианты ответа.
• нуждается в любви и помощи
• чувствует себя никому не нужным
• не может сам разрешить сложную ситуацию
• накопилось множество нерешенных проблем
• боится наказания
• хочет отомстить обидчикам
• хочет получить кого-то или что-То
сложная семейная ситуация
• проблемы в учебе
• мало друзей
• нет устойчивых интересов, хобби
• перенесли тяжелую утрату
• семейная история суицида
• склонность к депрессиям
• употребляющие алкоголь, наркотики
• ссора с любимой девушкой или парнем
• жертвы насилия
•попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.
УПРАЖНЕНИЕ «МИФЫ И ФАКТЫ О САМОУБИЙСТВЕ»
Инструкция: «Уважаемые родители! Давайте обсудим существующие мифы о суицидальном поведении». Педагог озвучивает распространенные мифы о самоубийстве, а после обсуждения приводит представленные факты.
Мифы
|
Факты
|
Если человек говорит о самоубийстве
он пытается привлечь к себе внимание
|
Часто говорящие о самоубийстве переживают психическую боль и хотят поставить о ней в известность значимых людей
|
Самоубийство случается без предупреждения
|
Приблизительно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке
|
Самоубийство - явление наследуемое
|
Человек использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении
|
Те, кто кончают жизнь самоубийством, психически больны
|
Многие, совершающие самоубийство, не страдают никакими психическими заболеваниями
|
Разговоры о суициде могут способствовать его совершению
|
Разговор о самоубийстве не является причиной, не может быть первым шагом его предупреждения
|
Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повториться
|
Чаще всего эти действия повторяются вновь, и достигается желаемый результат
|
Покушающиеся на самоубийство желают умереть
|
Подавляющие большинство суицидентов скорее хотят избавиться от невыносимой психической (иногда физической) боли, чем умереть, поэтому готовы принять
|
Bce, приводящие к самоубийству действия, являются импульсивными
|
Большинство людей обдумывают свои планы, сообщая о них окружающим
|
Все самоубийцы находятся в состоянии депрессии
|
Депрессия часто связана с суицидальными намерениями, но не все покушающиеся на свою жизнь страдают ею
|
Самоубийство невозможно предотвратить
|
Знания о том, куда можно обратиться за помощью, могут предотвратить большую часть самоубийств
|
Самоубийцы редко обращаются за помощью
|
В течение полугода, предшествующем суицидальной попытке, 50% подростков обращаются к врачам или психологам
|
УПРАЖНЕНИЕ «КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ?»
Инструкция:
«Уважаемые родители! Представьте, пожалуйста, что перед Вами подросток, который демонстрирует следующие особенности в поведении:
• ребенок постоянно угрожает покончить с собой;
• отмечается резкая смена настроения;
• раздает любимые вещи;
• «приводит свои дела в порядок»;
• становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать;
• живет на грани риска, не бережет себя;
• утратил самоуважение и пр.
Давайте обсудим в микрогруппах, чем можно помощь такому ребенку: какие слова можно говорить, а какие - нельзя; какие рекомендации можно сформулировать для взрослых по профилактике суицидальных рисков у несовершеннолетних». После обсуждения каждая микрогруппа представляет свои рекомендации.
ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ?
• будьте внимательны к своему ребенку
• умейте показывать свою любовь к нему
• откровенно разговаривайте с ним
• умейте слушать ребенка
• не бойтесь прямо спросить о самоубийстве
• не оставляйте ребенка один на один с проблемой
• предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы
• вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно
• привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц
• обратитесь за помощью к специалистам
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ?
• не читайте нотации
• не игнорируйте человека, его желание получить внимание
• не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.
• не спорьте
• не предлагайте неоправданных утешений
• не смейтесь над подростком
СОВЕТЫ ВНИМАТЕЛЬНЫМ И ЛЮБЯЩИМ РОДИТЕЛЯМ:
• показывайте ребенку, что вы его любите
• чаще обнимайте и целуйте
• поддерживайте в сложных ситуациях
• учите его способам разрешения жизненных ситуаций
• вселяйте в него уверенность в себе
ЧАЩЕ ГОВОРИТЕ СВОЕМУ РЕБЕНКУ СЛЕДУЮЩЕЕ:
- Ты самый любимый!
- Ты очень много можешь!
- Спасибо!
- Что бы мы без тебя делали!
- Иди ко мне!
- Садись с нами!
- Расскажи мне, что с тобой? Я помогу тебе.
- Я радуюсь твоим успехам!
- Что бы ни случилось, твой дом - твоя крепость.
- Как хорошо, что ты у нас есть!»
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП
(обсуждение результатов).
Педагог-психолог:
Спасибо всем за заинтересованное участие в обсуждении. Мне кажется, прозвучало много ценных советов, которые можно взять на вооружение в практике семейного воспитания и профилактике суицидальных рисков у несовершеннолетних. В заключение Вам предлагается ознакомиться с памяткой «Как сохранить психическое здоровье ребенка»
ПАМЯТКА
«КАК СОХРАНИТЬ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА»
• Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
• Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
• Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
• Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
• Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
• Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей.
Умейте прощать, «лечите» добром.
• Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
•Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо - «психологическая пощечина» ребенку.