КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«БУЛЛИНГ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ»
Практически в каждом классном коллективе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учащихся класса.
- В детском коллективе буллинг может являться результатом незанятости подростков, их низким уровнем психологической культуры.
Буллинг (от англ. bullying - запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников) рассматривается как форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.
Прежде чем перейти к представлению эффективных методов разрешения проблемы буллинга в образовательном пространстве школы, следует рассмотреть виды, причины и возможные проявления данного явления.
В литературе описаны следующие виды буллинга:
A.Психологическое (моральное) насилие:
1. Вербальное:
o насмешки,
o присвоение кличек,
o бесконечные замечания и необъективные оценки,
o высмеивание, унижение в присутствии других детей,
o угрозы физической расправы,
o шантаж,
o угроза пожаловаться взрослым, перестать дружить,
o вымогательство,
o доносительство,
o клевета на жертву,
o оскорбления, обзывательства, клички.
- Социальное исключение: бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой).
3. Кибербуллинг - публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы, а также выдача себя за «жертву» в онлайне (подвержены до 30% школьников 12-15 лет). Распространение в последнее время получает троллинг (trolling - блеснение, ловля рыбы на блесну) - размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участ-никами, взаимные оскорбления.
Б. Физическое насилие - избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и др. Как показывает анализ исследований последних лет, наиболее распространен в школе первый вид буллинга:
- Словесная травля (оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д.).
- Бойкот.
- Физическая расправа.
- Распространение слухов и сплетен.
- Воровство.
Следует отметить, что в младших классах частота встречаемости случаев буллинга выше, более распространен среди мальчиков, снижается к 14-15 годам. Кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 13-15 лет, в большей степени характерен для девушек.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БУЛЛИНГА:
- Умышленность
- Регулярность
- Неравенство сил
- Групповой процесс (затрагивает широкий круг участников)
- Не заканчивается сам по себе
- Негативное психологическое воздействие на всех участников.
По статистике, приведенной в литературе, больший процент детей за помощью при буллинге не обращаются. Так, 62% учащихся не рассказывают взрослым о факте буллинге; 24% учащихся делились только со своими близкими друзьями; и только 2% учащихся рассказывали своим родителям о наличии преследований со стороны сверстников.
ИТАК, ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ОБРАЩАЮТСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ?
Наиболее популярные варианты ответов среди учащихся следующие:
- «Хочу справиться с этим самостоятельно».
- «Боюсь более «жесткой» реакции от обидчика».
- «Опасаюсь, что взрослые накажут за слабость».
- «Чувствую, что никто обо мне не позаботится».
- «Опасаюсь, что сверстники меня еще больше отвергнут».
СПЕЦИФИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В БУЛЛИНГЕ
Буллинг - это всегда коллективное явление. Детей, которые осознанно или невольно принимают в нем участие, можно разделить на четыре категории:
- инициаторы,
- преследователи,
- наблюдатели,
- жертвы.
Инициаторами, как правило, выступают один-три ребенка. Как правило, их цель состоит в самоутверждении, обрести авторитет в коллективе, поэтому они используют агрессивные действия.
В ряде случаев поводом к насилию может служить личная неприязнь или тщательно спланированная месть в отношении другого ребенка.
Зачинщики демонстративно задирают, высмеивают или игнорируют одного или нескольких членов коллектива. Они стремятся к вниманию, желают занять роль лидера класса. Следует отметить, что к данной категории также могут относиться учащиеся:
• страдающие от насилия в своей семье и компенсирующие свои страдания насилием над самым слабым в классе;
• учащиеся, стремящиеся к лидерству, власти, самоутверждению за счет других;
• учащиеся, которые очень легко возбудимые и очень импульсивные.
Инициаторы буллинга часто нарушают дисциплину, склонны обвинять других в своих проблемах, склонны демонстрировать агрессивное поведение и пр.
ЖЕРТВОЙ ИЛИ ОБЪЕКТОМ БУЛЛИНГА ЧАСТО СТАНОВЯТСЯ:
o робкие, тихие учащиеся, нередко физически слабые;
o учащиеся с нестандартной внешностью;
o с особым прилежанием в учебе;
o чувствительные, не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность, отстоять ее,
o может также отличаться способностями в определенной области или, напротив, плохой успеваемостью и прогулами.
В данную категорию могут попадать учащиеся с заниженной или наоборот с завышенной самооценкой.
Жертвой буллинга может стать любой ученик. Но наиболее уязвимой категорией учащихся считается непопулярные учащиеся, которые уже играют роль
o «шута»,
o «козла отпущения»,
o «покорной жертвы»,
o «белой вороны»,
o «озлобленного»,
o «непопулярного»,
o «агрессора»,
o «ябеды» и пр.
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БУЛЛИНГА ДЛЯ ЖЕРТВЫ:
o социальная изоляция,
o асоциальное поведение,
o тревожные расстройства,
o психосоматика,
o риск суицида и пр.
СВИДЕТЕЛИ БУЛЛИНГА:
Активные помощники
|
Пассивные сторонники
|
подкрепляют действие буллера (улыбками, смешками, поддакиванием);
могут подначивать, провоцировать.
|
в целом одобрительно относятся к поведению доминирования и унижению слабых.
|
Эффект свидетеля ситуации буллинга в том, что они не пытаются помочь пострадавшим. Чем больше очевидцев, тем меньше шансов, что начнут помогать пострадавшему.
ЗАЩИТНИКИ
Наличие даже одного противника буллинга в классе может изменить ситуацию к лучшему.
Если защитников несколько, и с их мнением в классе считаются - большинство преследователей оставляют жертву в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.
Основные характеристики защитников:
o устойчивая система ценностей.
o Представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности.
o Способны самостоятельно регулировать свое поведение.
o Оптимистический эмоциональный фон.
o
КАК ПОНЯТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТО РЕБЕНОК СТАЛ ЖЕРТВОЙ БУЛЛИНГА!
Если ваш ребенок:
o неохотно идет в школу и рад любой возможности не ходить гуда;
o возвращается из школы подавленным,
o часто плачет без очевидных на то причин,
o никогда не вспоминает никого из своих одноклассников;
o очень мало говорит о своей школьной жизни,
o одинок, его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
В этом случае, возможно, ваш ребенок стал объектом буллинга.
ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ РОДИТЕЛЯМ В СИТУАЦИИ, КОГДА РЕБЕНОК ПОДВЕРГСЯ БУЛЛИНГУ?
o Попытаться понять истинную причину травли: внешность ребенка, особенности его поведения, плохая или отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона, планшета и т.д.).
o Убедиться, что ваш ребенок действительно стал жертвой школьного буллинга.
o Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному педагогу-психологу.
o Совместно найти пути выхода из сложившийся ситуации.
o Если ребенок пережил насилие, напуган и потрясен случившимся, оставьте его на один день дома, не отправляйте в школу.
При сильно пережитом стрессе подытаться перевести ребенка в другой класс или даже в другую школу.
o Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребенком и не пускать все на самотек.
o Успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность».
o Разговаривайте с ребенком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне.
o Выражайте сочувствие без оценок и комментариев. Дайте по-нять, что это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение.
o Расскажите о своем успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно.
o Выступите на ближайшем родительском собрании: старайтесь не обвинять, а призывать родителей объединить усилия для того, чтобы травля не стала традицией в классе.
o Не спешите с требованиями «не будь слюнтяем», «дай сдачи». Многие дети не могут преодолеть страх и к тому же боятся вызвать неудовольствие родителей, а потому перестают жаловаться и остаются со своей бедой один на один.
o Зная причины и последствия буллинга, уважаемые родители, примите правильное решение и все необходимые меры, чтобы ваш ребенок был психологически здоровой личностью.
o
ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК - ОБИДЧИК
Если вы узнаете о том, что ваш ребенок - обижает и травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его. Скорее всего, это будет просто разовая мера и не только не решит ситуацию, но еще и усугубит ее.
Если ваш ребенок обижает других, то вам необходимо:
- остановить ребенка-обидчика;
o создать обстановку, в которой он пересмотрит свое поведение.
Наказание не исправят плохого поведения, зато уничтожат доверие между ребенком и взрослым; оп тоі
o вам нужно попытаться заменить желание ребенка причинять вред другим желанием быть добрым к другим.
Как этого добиться?
o Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это.
o Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению, помогите ему понять, что беря на себя ответственность за свои действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение.
o Постарайтесь не дать возобладать над вами чувству стыда за то, что делает ваш ребенок.
o Говорите с ребенком о его действиях, задавайте такие же открытые, честные вопросы, которые вы задавали бы, если бы он был жертвой буллинга.
o Так вы преодолеете его защитную реакцию и поймете истинную его мотивацию, вы сохраните контакт с ребенком и поможете ему самому разобраться в себе.
o Помните, что к такому поведению ребенка приводит внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните - это поведение плохое, а не ребенок. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно.
o Развивайте эмпатию.
И ЧТО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ДОПУСТИТЬ СИТУАЦИЙ ТРАВЛИ?
o Наладить контакты с учителями и одноклассниками.
o Приглашать одноклассников в гости, особенно тех, кому симпатизирует ребенок
o Повышать самооценку ребенка; в случаях завышенной самооценки ребенка объяснять ему, что это не надо показывать окру-жающим, что у любого человека есть и недостатки, и достоин-ства; помочь ребенку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться.
o Создать эмоционально-благоприятную атмосферу в семье, вовлечение ребенка в совместные с родителями дела (досуг, по-ездки, обсуждение проблем, чувств каждого из членов семьи), восстановить или завести традиции и ритуалы в семье (говорить спокойной ночи перед сном, поцеловать и погладить ребенка,пожелать хорошего дня утром перед школой, отмечать дни рож-от дения, чаще обнимайте и целуйте и т.д.).
o Внимательное отношение к эмоциональному состоянию ребенка.
o Прикасайтесь к ребенку как можно чаще - берите за руку, обнимайте, гладьте по голове.
o Говорите, что вы любите своего ребенка. Так он будет чувствовать себя любимым и значимым.
Проблема буллинга отлично продемонстрирована через призму киноискусства и литературы. Совместно с детьми можно просмотреть ряд кинофильмов:
ПРОСМОТР ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ОБСУЖДЕНИЕМ:
«Чучело» (1983 г.).
«Класс» (2007 г.).
«Розыгрыш» (2008 г.).
«Класс коррекции» (2014 г.)
«Как стать принцессой» (2001 г.)