Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Семья без насилия

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«СЕМЬЯ БЕЗ НАСИЛИЯ»

 

Цель: повышение психологической грамотности семьи в вопросах ненасильственного взаимодействия.

Подготовка.

Анкетирование учащихся с целью выявления особенностей взаимоотношений родителей с детьми. Процедура анкетирования учащихся может быть следующей:

а) каждому школьнику вручается бланк анкеты:

 

Начало предложения

Окончание предложения

Мама со мной ласкова…

Часто

иногда

редко

никогда

Папа со мной ласков…

Часто

иногда

редко

никогда

Мама на меня кричит…

Часто

иногда

редко

никогда

Папа на меня кричит…

Часто

иногда

редко

никогда

Мама может меня шлепнуть, ударить…

Часто

иногда

редко

никогда

Папа может меня шлепнуть, ударить…

Часто

иногда

редко

никогда

 

б) инструкция:

«В конце каждого незаконченного предложения даны четыре слова, которыми эти предложения могут заканчиваться. Из этих слов выбери только одно слово, которое соответствует твоему мнению, и подчеркни это слово. Для окончания каждого нового предложения нужно каждый раз заново выбирать одно слово из четырех предложенных».

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Анкетирование родителей для определения их представлений о допустимости насилия во взаимоотношениях с детьми (проводит педагог-психолог).

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №1

Считаете ли вы, что можно:

1. Делать замечание чужому ребенку?

Да

Затрудняюсь ответить

Нет

2. Делать замечание своему ребенку?

Да

Затрудняюсь ответить

Нет

3. Кричать на чужого ребенка?

Да

Затрудняюсь ответить

Нет

4. Кричать на своего ребенка?

Да

Затрудняюсь ответить

Нет

5.Ударить чужого ребенка?

Да

Затрудняюсь ответить

Нет

6. Ударить своего ребенка?

Да

Затрудняюсь ответить

Нет


         АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 2

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

  1. Ребенка можно шлепнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна.
  2. Меня в детстве тоже порой поколачивали, но это мне не повредило.
  3. Ребенка можно ударить только тогда, когда уже нет других способов воздействия.
  4. Порой так рассердишься, что нет сил вытерпеть детскую наглость, и рука сама поднимается.
  5. Чтобы наставить дитя «на путь истинный», применять средства физического наказания можно и нужно.
  6. Как бы я ни был(а) рассержен(а) и возбужден(а), я всегда могу удержаться, чтобы не ударить ребенка.

 

ПОСЛЕ АНКЕТИРОВАНИЯ ПРОВОДИТСЯ ОБСУЖДЕНИЕ В МИКРОГРУППАХ ПО СЛЕДУЮЩИМ ВОПРОСАМ:

  • За что и почему родители оскорбляют и бьют детей?
  • Каковы последствия физического и психического насилия над детьми?
  • Как обойтись без унижающих наказаний?
  • Если наказывать, то как?

 

Совместная деятельность участников семинара при обсуждении каждого вопроса осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом:

  • проблемная постановка вопроса;
  • выявление мнений в группах;
  • презентация групповых мнений (выступления от групп);
  • комментарий экспертов, в котором используются результаты предварительного анкетирования детей и родителей, обобщаются и (при необходимости) корректируются коллективные и индивидуальные суждения участников собрания, предлагаются рекомендации специалистов.

 

Приложение

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Ребенок - Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается нашим самым любимым людям.

Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем.

Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ребенком.

Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

  • страх;
  • возмущение, протест;
  • обиду, чувство оскорбленное;
  • жажду мести и компенсации;
  • разрушение «нравственных тормозов»;
  • стремление к обману, изворотливость;
  • • потерю способности к здравому рассуждению;
  • ребенок перестает видеть границу между добром и злом,
  • -ОТУ
  • между «можно» и «нельзя»
  • агрессивное поведение;
  • снижение самооценки;
  • ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

 

Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задерж-ку их психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребенка и его родителей, когда ребенок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хорошие, а где плохие поступки.

Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их - дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации:

1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.

2. Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.

3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.

4. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

5. Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания.
Но не возмущайтесь, если ребенок, может «быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.

6. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.

7. Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.

8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.

9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?

 

Желаем успехов в трудном деле воспитания детей! Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!