Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Реализация принципа РОР

На базе нашей школы проходят факультативные занятия для ХI классов, на которых осуществляется подготовка волонтёров к реализации подхода «равный обучает равного».

Реализуемый подход предполагает формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью, гендерной культуры, знаний, умений и навыков здорового образа жизни путём специального организованных форм взаимодействия, активных и интерактивных обучающих занятий волонтёров со сверстниками.

Учащиеся 9-х классов с большим интересом посещают данный факультатив по средам один раз в неделю в течении года.
           Руководителем факультатива является педагог-психолог Радиончик Ирина Александровна.

Программа факультативных занятий предусматривает усвоение участниками теоретических, нормативных правовых основ равного обучения, методических основ реализации подхода «равный обучает равного» в работе со сверстниками по формированию у них ценностей здоровья, гендерной культуры, знаний, умений и навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения. Также включены занятия по подготовке волонтёров для их будущих практической деятельности со сверстниками.  

 

Цель факультативных занятий: формирование теоритических, нормативных правовых, методических знаний и умений волонтёров (подростков), обеспечивающих реализацию подхода «Равный обучает равного» в учреждениях образования.

Основные задачи:

  • приобретение знаний о теоретических, нормативных правовых основах реализации подхода «Равный обучает равного» (РОР);
  • создание условий для сознаний волонтёрами требований к планированию и организации равного обучения в учреждении образований;
  • содействие усвоению участниками содержания равного обучения в области сохранения и укрепления здоровья, здорового образа жизни, гендерной культуры, безопасного и ответственного поведения;
  • создание условий для освоения волонтёрами современных методов и форм реализации подхода «Равный обучает равного» (РОР), подготовки и проведения обучающих занятий со сверстниками;
  • формирование у волонтёров умений и навыков здорового образа жизни, гендерной культуры, безопасного и ответственного поведения, а также умений конструктивно общаться и сотрудничать в коллективе сверстников.

q   Для достижения цели и решения поставленных задач используются такие формы и методы работы, как лекции, дискуссии, активные и интерактивные методы обучения, тренинги, игры, презентации диспуты, дискуссии, дебаты и др.

Эффективность методики обучения учащихся по принципу РОР обусловлена тем, что: ­

  • по многим вопросам молодые люди в большей степени доверяют информации, полученной от сверстников, чем от взрослых; ­
  • общение сверстников происходит в непринужденной атмосфере; ­
  • отсутствие во время реализации программ равного обучения представителей старшего поколения позволяет участникам быть более откровенными, открытыми, не беспокоиться о том, как их слова или поведение будут восприняты взрослыми; ­
  • используется групповая форма работы и интерактивные методы обучения, когда каждый может высказывать свою точку зрения, задавать вопросы, обсуждать значимые проблемы; ­
  • происходит не только распространение информации по определенной теме, но и взаимное обогащение опытом, выработка и апробирование новых моделей поведения. В то же время молодые люди развивают навыки эффективного социального взаимодействия; ­
  • компетентность волонтеров, умение работать с группой создают им в среде сверстников привлекательный имидж, что повышает эффективность воздействия и вызывает у многих участников программ желание самим стать волонтерами равного обучения.

Принцип РОР ориентирован на передачу знаний от сверстника к сверстнику, формирование жизненных навыков и эмоционального отношения к совершаемым поступкам, развитию критического мышления и навыков действовать конструктивно в любых жизненных ситуациях, присвоение учащимися устойчивых моделей по сохранению здоровья, в том числе и репродуктивного.

Значимой составляющей, возникающей в процессе реализации принципа РОР, является передача учащимся позитивного опыта равными по статусу, возрасту, интересам сверстниками. В качестве сверстника, передающего знания и позитивный опыт поведения, выступает специально обученный волонтер-инструктор, равный или близкий по статусу и возрасту, имеющий положительный опыт и авторитет.

Включение волонтера-инструктора в структуру воспитательного взаимодействия обусловлено особенностями подросткового общения и его значимостью в этом возрасте. В общении со сверстниками подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии его оценки. Воспитательная значимость специально подготовленного и имеющего авторитет сверстника в работе с учащимися по формированию ценностей и навыков ЗОЖ усиливается изменившимися условиями социализации: социальная свобода учащихся в современном обществе возросла, диапазон возможного небезопасного поведения и рисков нарушения физического, психического и социального здоровья стал шире.

Реализация принципа РОР предполагает, что организаторы равного обучения выявляют в группе учащихся потенциальных лидеров, готовых на волонтерских началах участвовать в передаче знаний и навыков здорового образа жизни, позитивного опыта поведения сверстникам.

Волонтеры-инструкторы получают от специально подготовленных педагогов, интерактивные методы передачи информации по ЗОЖ, ответственному и безопасному поведению своим сверстникам.

Важной составляющей обучения волонтеров-инструкторов является развитие у них умений и навыков, необходимых для саморазвития и сохранения здоровья, позитивного участия в социальной жизни, общения и другие важные качества.

Педагоги-консультанты обучают волонтеров-инструкторов способам передачи полученных знаний, навыков и позитивного опыта сверстникам.

Волонтеры-инструкторы, включившиеся в реализацию принципа РОР, проводят занятия по подготовленным специалистами программам, в которых предусмотрено:

- распространение информации о причинах, формах и последствиях социальных угроз и рисков;

- формирование навыков нравственного анализа и критической оценки информации, получаемой из разных источников;

- формирование умения принимать осознанное и информированное решение в жизненных ситуациях, касающихся физического, психического и социального здоровья;

- формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

Занятия в группах сверстников волонтеры-инструкторы проводят с активным использованием интерактивных методов обучения. Важным компонентом этих занятий является создание творческой атмосферы, комфортных условий, в которых учащийся чувствует свою успешность, включенность в команду.

Интерактивные методы позволяют сделать необходимую информацию доступной для учащихся, творчески подходить к усвоению и осмыслению нового материала. Интерактивные методы предполагают использование позитивного личного опыта учащихся и их друзей, новые знания, умения которые формируются на основе и в связи с таким опытом взаимодействия.

Роль волонтера-инструктора сверстника не тождественна роли педагога: он не обучает, а создает особую среду для присвоения знаний и позитивного опыта. Эффективность воздействия здесь определяется совпадением модели социальной действительности у волонтера-инструктора и учащегося, включенного в общение с ним. Принадлежность взаимодействующих к одному поколению, способность говорить на одном языке увеличивают положительный эффект такой работы. Волонтерская деятельность учащегося содействует формированию его активной гражданской позиции, нравственных ценностей, лидерских качеств, коммуникативных навыков, способствует личностному росту и развитию.

Волонтерская деятельность способствует:

  • приобретению навыков ответственного и безопасного поведения, направленного на сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих;
  • повышению компетентности в вопросах здорового образа жизни;
  • активному использованию опыта;
  • обострению чувства ответственности и собственной значимости, усилению желания приносить пользу;
  • личностному росту;
  • формированию коммуникативных навыков и лидерских качеств;
  • общению, новым знакомствам;
  • росту самосознания молодых людей, развитию их способности к самоорганизации и самоуправлению, что важно для самостоятельной жизни в будущем, а также расширяет круг интересов и помогает лучше понимать проблемы и трудности сверстников.

Проведенные профилактических мероприятия за 2022 год:

Количество сверстников, принявших участие в интерактивных занятиях-тренингах, которые проводились подростками-волонтёрами данного учреждения. Было задействовано 139 обучающихся.

Занятия проводились по следующим темам:

  • «Аргументированный отказ, или как сказать: «Нет».
  • «Экзамены без стресса».
  • «Репродуктивное здоровье».
  • «Буллинг».
  • «Профилактика зависимостей употребления психоактивных веществ».
  • «Конфликты и пути их разрешения»