Консультации для родителей учащихся 1 – 4 классов: «Формирование у ребёнка навыков самоконтроля, умение работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям»
Умение учиться – это способность организовать самого себя на деятельность, которая имеет четкую цель. Дети, умеющие это делать наиболее успешны в учебе, а в дальнейшем в любых сферах деятельности. Чтобы организовать свою деятельность эффективно, ребенок должен овладеть рядом специфических приемов. Если приемы учебной деятельности
не сформированы, школьник не сможет успешно справляться с учебными
заданиями. Такой ребенок не умеет ориентироваться на систему требований,
то есть не учитывает при выполнении задания все требования, предусмотренные в условии, - какие-то использует, а какие-то пропускает.
Недостаточное умение планировать свои действия не позволяет
школьнику выработать определенную последовательность выполнения
задания.
Низкий уровень самоконтроля проявляется в том, что ребенок
переставляет буквы местами во время письма и чтения, пропускает буквы и
целые слоги, а иногда и слова, пропускает строчку при чтении, не обращает
внимания на знак действия при счете. Низкий уровень произвольности и
саморегуляции мешает ребенку управлять собственной деятельностью. Ему
сложно подчинять свои желания требованию «надо»: сосредотачивать
внимание, запоминать информацию и решать задачи, в нужной ситуации
прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных или однообразных
задач.
Навыки самоконтроля и саморегуляции нужно развивать, ведь именно
эти навыки – одни из самых важных для успешной учебы в школе.
1. Общение с ребенком. Постарайтесь заранее договориться с ребенком,
когда вы проведете время вместе. Или же подключайте, в игровой форме,
ребенка к Вашим делам. Если ребенок в данный момент не хочет такого
общения – не настаивайте.
В общение с ребенком должен входить тактильный контакт. (Это объятия, если инициатор их ребенок и прикосновения к рукам, если ребенок
не любит обниматься).
2. Ответственность. Формировать у ребенка ответственность следует, начиная с незначительных обязанностей. «Теперь за это отвечаешь ты. Ты главный в этом вопросе. Никто другой тебе не будет мешать. Ты сам для себя решаешь, как ты это будешь выполнять и когда». Затем, можно дать другую обязанность - более сложную. При этом не забывайте хвалить ребенка за успешное выполнение поручения.
Пусть ребенок самостоятельно принимает мелкие решения. Чаще советуйтесь с ним.
3. Включение ребенка в семейные дела. Давайте возможность ребенку на равных участвовать в обсуждении семейных вопросов. Даже если ребенок,
на ваш взгляд, говорит ерунду – выслушайте его и отметьте значимость для
Вас его мнения.
4. Школа. Обязательно интересуйтесь, как дела в школе: «что было хорошего?» «что было плохого?». Так ребенок научится выделять хорошие
моменты школьной жизни и не будет копить в себе негативные переживания.
Все, что рассказывает ребенок о школе – важно. Бывает, родители не слушают всего, что говорит ребенок и пропускают важные вещи. Ребенок обижается. И желание ребенка делиться новостями снижается.
Если ребенок просит помощь в выполнении уроков – не отказывайте. Даже если задание легкое, не ругайте ребенка, что он просит помощи. Этим он хочет помочь самому себе, когда ему лень. Разговаривайте во время выполнения заданий, шутите. В такой атмосфере, хоть выполнение заданий и
затянется по времени, у ребенка будет формироваться положительный
настрой на уроки.
Не делайте за ребенка задания. Делайте их вместе. В большинстве случаев, Ваше участие должно быть направлено только на поддержание хорошего настроения у ребенка и настроя на выполнение заданий. Ребенок может придумать себе расписание дня, в котором прописано, когда у него время для уроков, а когда для отдыха. Для начала, время на уроки лучше брать побольше. Постепенно время следует сокращать.
Если при выполнении уроков ребенок часто отвлекается, то можно иногда делать 5-ти минутные перерывы между заданиями. Задача родителей четко следить за выполнением временного режима, т.к. у ребенка это будет вызывать трудности.
5. Конфликты. С учителями, с учениками: Выслушайте версию ребенка. Его видение ситуации. Так Вы поймете, чувствует ли ребенок свою вину за произошедшее и хочет ли все исправить. Не столько важно выяснить кто виноват, сколько, как ребенок думает это исправлять. Школьное время –
время, когда есть возможность учиться, как вести себя в различных ситуациях.
Мотивируйте ребенка пробовать решать мелкие конфликты самостоятельно.
Советуйте, но не навязывайте, как поступить. С родителями: дайте ребенку
понять, что Вы очень расстроены его поведением. Спросите ребенка, как он
думает исправить произошедшее. Или, если вина ребенка в этом лишь отчасти, спросите, что теперь делать вам двоим, чтобы помириться.
6. Семейные правила. Для взаимодействия в семье между взрослыми, между взрослыми и детьми нужны правила. Такие правила определяют, кто что должен делать и что будет, если он этого не выполнит. Если взрослый что-то обещает при ребенке очень важно это выполнить. Ребенок будет перенимать такое поведение. Семейные правила могут быть устными, а могут быть приняты всей семьёй и красиво записаны на листе бумаги и подписаны всеми членами семьи.
Педагог – психолог, Радиончик И.А.