Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Формирование у ребёнка навыков самоконтроля, умение работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

Консультации для родителей учащихся 1 – 4 классов: «Формирование у ребёнка навыков самоконтроля, умение работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям»

 

Умение учиться – это способность организовать самого себя на деятельность, которая имеет четкую цель. Дети, умеющие это делать наиболее успешны в учебе, а в дальнейшем в любых сферах деятельности. Чтобы организовать свою деятельность эффективно, ребенок должен овладеть рядом специфических приемов. Если приемы учебной деятельности

не сформированы, школьник не сможет успешно справляться с учебными

заданиями. Такой ребенок не умеет ориентироваться на систему требований,

то есть не учитывает при выполнении задания все требования, предусмотренные в условии, - какие-то использует, а какие-то пропускает.

Недостаточное умение планировать свои действия не позволяет

школьнику выработать определенную последовательность выполнения

задания.

Низкий уровень самоконтроля проявляется в том, что ребенок

переставляет буквы местами во время письма и чтения, пропускает буквы и

целые слоги, а иногда и слова, пропускает строчку при чтении, не обращает

внимания на знак действия при счете. Низкий уровень произвольности и

саморегуляции мешает ребенку управлять собственной деятельностью. Ему

сложно подчинять свои желания требованию «надо»: сосредотачивать

внимание, запоминать информацию и решать задачи, в нужной ситуации

прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных или однообразных

задач.

 

Навыки самоконтроля и саморегуляции нужно развивать, ведь именно

эти навыки – одни из самых важных для успешной учебы в школе.

 

1. Общение с ребенком. Постарайтесь заранее договориться с ребенком,

когда вы проведете время вместе. Или же подключайте, в игровой форме,

ребенка к Вашим делам. Если ребенок в данный момент не хочет такого

общения – не настаивайте.

В общение с ребенком должен входить тактильный контакт. (Это объятия, если инициатор их ребенок и прикосновения к рукам, если ребенок

не любит обниматься).

 

2. Ответственность. Формировать у ребенка ответственность следует, начиная с незначительных обязанностей. «Теперь за это отвечаешь ты. Ты главный в этом вопросе. Никто другой тебе не будет мешать. Ты сам для себя решаешь, как ты это будешь выполнять и когда». Затем, можно дать другую обязанность - более сложную. При этом не забывайте хвалить ребенка за успешное выполнение поручения.

Пусть ребенок самостоятельно принимает мелкие решения. Чаще советуйтесь с ним.

 

3. Включение ребенка в семейные дела. Давайте возможность ребенку на равных участвовать в обсуждении семейных вопросов. Даже если ребенок,

на ваш взгляд, говорит ерунду – выслушайте его и отметьте значимость для

Вас его мнения.

 

4. Школа. Обязательно интересуйтесь, как дела в школе: «что было хорошего?» «что было плохого?». Так ребенок научится выделять хорошие

моменты школьной жизни и не будет копить в себе негативные переживания.

Все, что рассказывает ребенок о школе – важно. Бывает, родители не слушают всего, что говорит ребенок и пропускают важные вещи. Ребенок обижается. И желание ребенка делиться новостями снижается.

Если ребенок просит помощь в выполнении уроков – не отказывайте. Даже если задание легкое, не ругайте ребенка, что он просит помощи. Этим он хочет помочь самому себе, когда ему лень. Разговаривайте во время выполнения заданий, шутите. В такой атмосфере, хоть выполнение заданий и

затянется по времени, у ребенка будет формироваться положительный

настрой на уроки.

 

Не делайте за ребенка задания. Делайте их вместе. В большинстве случаев, Ваше участие должно быть направлено только на поддержание хорошего настроения у ребенка и настроя на выполнение заданий. Ребенок может придумать себе расписание дня, в котором прописано, когда у него время для уроков, а когда для отдыха. Для начала, время на уроки лучше брать побольше. Постепенно время следует сокращать.

Если при выполнении уроков ребенок часто отвлекается, то можно иногда делать 5-ти минутные перерывы между заданиями. Задача родителей четко следить за выполнением временного режима, т.к. у ребенка это будет вызывать трудности.

 

5. Конфликты. С учителями, с учениками: Выслушайте версию ребенка. Его видение ситуации. Так Вы поймете, чувствует ли ребенок свою вину за произошедшее и хочет ли все исправить. Не столько важно выяснить кто виноват, сколько, как ребенок думает это исправлять. Школьное время –

время, когда есть возможность учиться, как вести себя в различных ситуациях.

 

Мотивируйте ребенка пробовать решать мелкие конфликты самостоятельно.

Советуйте, но не навязывайте, как поступить. С родителями: дайте ребенку

понять, что Вы очень расстроены его поведением. Спросите ребенка, как он

думает исправить произошедшее. Или, если вина ребенка в этом лишь отчасти, спросите, что теперь делать вам двоим, чтобы помириться.

 

6. Семейные правила. Для взаимодействия в семье между взрослыми, между взрослыми и детьми нужны правила. Такие правила определяют, кто что должен делать и что будет, если он этого не выполнит. Если взрослый что-то обещает при ребенке очень важно это выполнить. Ребенок будет перенимать такое поведение. Семейные правила могут быть устными, а могут быть приняты всей семьёй и красиво записаны на листе бумаги и подписаны всеми членами семьи.

Педагог – психолог, Радиончик И.А.